Чиновники чебурахнулись: как дальневосточные кинотеатры выживают без голливудских блокбастеров

Феноменальный успех “Чебурашки” исказил реальную картину о состоянии кинопроката

Тематическое фото. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia

Советник президента России по вопросам культуры Владимир Толстой заявил, что российские кинотеатры преодолели кризис, и посещаемость не только вернулась к допандемийным отметкам, но и стала выше. Однако сами участники рынка не разделяют оптимизма чиновников и считают, что не стоит питать иллюзий о состоянии отрасли. В каком положении сейчас находится киноиндустрия Дальнего Востока, разбирался корр. ИА PrimaMedia.

Российские кинотеатры преодолели кризис, рисков в их закрытия нет, сообщил советник президента России по вопросам культуры Владимир Толстой. Кинотеатры смогли преодолеть трудности, благодаря отечественным картинам — чиновник отметил особый успех фильма “Чебурашка”, который обеспечил кинотеатрам крупные кассовые сборы. Слова советника передает ТAСС.  

Однако, по словам представителей кинотеатров Дальнего Востока, негативные прогнозы о судьбе российского кинопроката никуда не делись. Как отметила исполнительный директор кинотеатра “Лимонад” (Камчатка) Лейла Шамоян, кризис преодолеть еще не удалось. Да, продажи стали лучше, чем в 2022 году, но к уровню допандемийных сборов отрасль еще не вернулись — кинотеатры были в глубоком простое слишком долгое время и накопили много долгов. Именно поэтому говорить о рентабельности кинопрокатчиков еще слишком рано. 

“Поток зрителей превышает допандемийные показатели по итогам января, но только благодаря феномену “Чебурашки”, и это скорее исключение из правил. Одним успешным проектом сыт не будешь — чтобы кинотеатрам выжить, требуется 12 таких фильмов в год. Нужно прекратить размахивать флагом Чебурашки и посмотреть на вещи более реально”

— считает директор кинотеатра “Шахтер” (г. Артем) и официальный представитель Ассоциации владельцев кинотеатров в Приморье Виталий Рымарь.

Директор кинотеатра “Россия” (г. Уссурийск) Олеся Глеклер согласна с коллегой по киноцеху и считает, что чиновники питают иллюзии. “На “Чебурашке” кинотеатры действительно хорошо заработали, но потом ушли в резкое пике по кассовым сборам, потому что больше таких фильмов в прокате не было, и я думаю, что в ближайшее время не будет. Это был парадоксальный успех”, — подчеркивает Олеся Глеклер. 

Ассоциация владельцев кинотеатров России называет громкие заявления чиновников в сфере культуры новым трендом. Непонятно, откуда взялось и для каких целей используется искажение данных статистики, которую можно легко проверить в Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС).  

“Это похоже на сознательную диверсию, учитывая тяжелое положение отрасли, действующие в отношении нее санкции, а также отсутствие какой-либо четкой поддержки. Страшно здесь и то, что эти цифры и с такими оценочными заключениями озвучивает советник Президента, из чего можно сделать, мягко говоря, неприятные выводы. Чтобы как-то повлиять на ситуацию необходимо представителям отрасли профессиональным киноорганизациям регулярно и открыто заявлять о реальных цифрах в индустрии, о ее победах и поражениях в том виде, какие они есть на самом деле”, — уверены в Ассоциации владельцев кинотеатров России. 

Читайте также  Мишустин потребовал сохранить доступность ипотеки для россиян

Кризис российского жанра 

Как отметил один из представителей дальневосточных кинотеатров, чиновники умело оперируют цифрами сборов российских релизов и общих сборов. А последнее время у отечественных короткометражек стали уверенно расти просмотры, поскольку такой контент в кинотеатрах показывают в качестве предсеансового обслуживания картин голливудских студий, ушедших с российского рынка. При этом кризис репертуара как был, так и остается. 

“У нас по-прежнему нет понимания по репертуарному планированию, начиная с середины мая. В летние месяцы нет ни одного крупного российского релиза. Космическая драма “Вызов”, которая стартует в апреле, к июню уже выработает свой потенциал. Кинотеатрам остается только сделать ставку на прокат голливудского студийного кино, но для этого необходим закон о принудительной лицензии”, — подчеркивает Виталий Рымарь. 

В январе подобный закон был принят в Белоруссии, однако в России он так и не был принят. Кинопрокатчов возмущает, что столь нужный отрасли законопроект был одобрен Минэкономразвития, Минюстом, Советом Федерации, а профильное ведомство его не поддержало, объясняя решение тем, что нарушаются авторские права правообладателей других стран. 

“Почему в реалиях сегодняшнего дня Минкульт заботится об авторских правах других стран больше, чем сохранение кинотеатров своей страны и больше, чем доступ граждан своей страны к мировому искусству, нам непонятно. Безусловно, нужно поднимать уровень и качество российского кино, но при этом нужно дать зрителю право выбора и легализировать показы фильмов ушедших голливудских студий”, — убежден Виталий Рымарь. 

“Без импортного контента не могут ни кинотеатры, ни зрители, и это актуально не только для россиян. Например, я общалась с коллегами из Китая, и там тоже основная наполняемость залов идет при показе зарубежных блокбастеров, которые смотрит весь мир. Конечно, мы хотим, чтобы российский кинобизнес снимал много хороших картин, но без альтернативного контента кинотеатры не смогут удержать зрителя”, — поддерживает коллегу Олеся Глеклер. 

Последняя соломинка в цифровым потоке

Исполнительный директор кинотеатра “Лимонад” напомнила, что кинотеатры не только испытывают репертуарный кризис, но и продолжают конкурировать со стриминговыми сервисами. 

“С пандемийного 2020 года у людей осталась привычка смотреть фильмы на стримингах. Тогда данные сервисы получили толчок для развития — фильмы на онлайн-платформах начали появляться уже через пару недель после выхода на большие экраны, а некоторые картины выходили одновременно с премьерой в кино. Разными услугами и акциями мы стараемся вернуть людей в кинотеатры, ведь просмотр дома не заменит фильма на большом экране, однако проблема все еще актуальна”, — подчернула Лейла Шамоян

Читайте также  Ускоряем браузер Firefox

По ее словам, важным инструментов конкурентной борьбы со стримингами может стать Пушкинская карта, которая позволяет россиянам от 14 до 22 лет бесплатно посещать музеи, театры, кинотеатры и другие учреждения культуры за счет федерального бюджета.

“На встрече с министром культуры Камчатского края мы поднимали вопрос о повышении суммы на Пушкинской карте для похода в кино, а также о снижении возраста получения карты до 7 лет. Это позволило бы продвигать карту не только среди подростков и студентов, но и младших школьников. Сегодня много фильмов доступны по Пушкинской карте, и нам бы хотелось видеть в кинотеатрах еще больше детей.

Тем более, сегодня появились интересные документальные российские картины, которые могли бы быть полезны в образовании. Например, не так давно на экраны вышел проект “Петр первый”, на который приводили целые классы”, — поделилась Исполнительный директор кинотеатра “Лимонад”.

Напомним, что с весны 2022 года ряд мировых киностудий временно прекратили выпускать свои фильмы в российский прокат. Отсутствие в репертуаре голливудских блокбастеров повлекло за собой падение выручки, и уже к концу года жители Дальнего Востока попрощались с 12 кинотеатрами, а в целом по всей стране закрылось более 40% кинозалов. Число посетителей кинотеатров также сократилось на 40-90%. Так ковидный кризис сменился репертуарным, и черная полоса российских кинопрокатчиков не заканчивается до сих пор. 

Источник
Источник: u74.ru

programm-tv