В апреле продолжится, по оценке, замедление темпов роста выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности. Процесс носит ожидаемый характер.
Проведение в прошлом году ограничительной бюджетно-налоговой и последовательно ужесточаемой денежно-кредитной политики способствовало формированию тенденции замедления роста в экономике и не позволило в должном размере сформировать потенциал на случай резкого ухудшения условий ее функционирования.
Предпринятые «коллективным Запалом» крайне агрессивные действия направлены на нанесение максимального урона внешнеэкономической и финансовой сферам, а также отдельным производственным секторам российской экономики. Введенные санкции и девальвация рубля вызвали значительное ускорение темпов инфляции. Однако меры валютного контроля и регулирования цен ограничили ее рост.
В этих условиях возникли существенные препятствия наращиванию объемов продукции и услуг. В промышленности снижение темпов роста в большей мере будет связано, по оценке, с замедлением темпов выпуска продукции в обрабатывающих отраслях. В апреле доля обрабатывающих производств, где наблюдается рост производства продукции, снизится, по оценке, до 92% от числа таких производств в апреле прошлого года. При этом на достаточно высоком уровне сохраняются темпы роста производства продукции по высокотехнологичным обрабатывающим видам экономической деятельности; лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях; строительных материалов; метизов и отдельных видов машин и оборудования, а также транспортных средств.
Спрос на топливно-энергетические ресурсы в условиях ухудшающейся ситуации на мировых рынках и попытках ограничить их экспорт Российской Федерацией, обеспечит, по оценкам, сохранение увеличение добычи полезных ископаемых.
Низкие темпы роста, по оценке, сохранятся в строительстве и сельском хозяйстве. Замедление хозяйственной активности окажет заметное влияние на оборот оптовой торговли. Значительное негативное влияние санкций, в том числе из-за ограничений использования воздушного транспорта, сужения возможностей использования автомобильного и железнодорожного для трансграничного перемещения грузов, а также визовых ограничений ожидается в отношении грузооборота и пассажирооборота транспорта. В результате возможным является сокращение объемов грузооборота и пассажирооборота транспорта относительно апреля прошлого года.
Ограничения, возникшие в результате широкомасштабных санкций «коллективного запада» влияют, прежде всего, на изменения в сфере внешнеторгового оборота. Тем не менее, на «недружественные» страны в прошлом году пришлось менее половины внешнеторгового оборота. Так что рост объемов внешнеторгового объема, оборота в апреле, по оценке, сохранится. При этом вследствие возникших ограничений не исключено существенное замедление темпов роста импорта.
В секторе домашних хозяйств ситуация в рамках санкционного давления складывается под воздействием значительного ускорения темпов инфляции. В этих условиях в рамках системы государственного регулирования предпринимаются меры по сдерживанию роста потребительских цен, а также поддержки отдельных групп населения и занятости.
На данном этапе действия органов государственного управления направлены на сдерживание развития негативных процессов в экономике и носит целевой, комплексный и оперативный характер, что в значительной мере отвечает текущей ситуации и не имеет аналогов за весь период с момента формирования «рыночной экономики». При этом наметились позитивные сдвиги — коренным образом изменилось взаимодействие в рамках отдельных направлений экономической политики. На противостояние возникшим угрозам в согласованном режиме с конкретными действиями Правительства ориентированы бюджетно-налоговая политика и действия центрального банка.
Принято несколько пакетных решений по поддержке развития нефинансового сектора экономики, финансового рынка и социальной сферы в условиях иностранных санкций. Они предусматривают конкретные действия по поддержке ряда таких отраслей и секторов, как строительство, АПК, транспорт, инфраструктура и IT-технологии. Так, в производственной сфере Фонд развития промышленности одобрил 14 займов для реализации проектов, направленных на импортозамещение и глубокую переработку сырья. Существенную поддержку, включая надзорное и налоговое послабление, предусмотрено оказать малому и среднему бизнесу. Специальные меры намечено предпринять по обеспечению производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, в том числе и за счет ускорения импортозамещения.
Значительные меры предусмотрены по поддержке населения. Намечено увеличить минимальный размер оплаты труда, величину прожиточного минимума, зарплаты бюджетников, а также все социальные выплаты, в том числе пенсии.
Принципиальное значение имеют те решения, которые носят характер контрмер по отношению к действиям «недружественных» стран.
В отношении компаний из этих стран, работавших на российском рынке, рассматриваются три варианта осуществления взаимоотношений. Первый — компания продолжает полноценную работу в России. Во втором варианте иностранные акционеры передают свою долю под управление российских партнеров и впоследствии смогут вернуться на российский рынок. Третий сценарий предполагает, что компания окончательно прекращает работу в России, закрывает производство и увольняет сотрудников. В этой связи был сформирован список из 59 компаний, которые можно национализировать из-за прекращения ими работы в России.
Одновременно принимаются и меры по стимулированию работы иностранных компаний в России. Принят во втором и третьем чтении закон, допускающий возможность переезда в специальные административные районы РФ (САР) иностранных компаний, зарегистрированных до 1 марта 2022 года, и регистрации в них международных личных фондов граждан. Разрешена регистрация в САР личных прижизненных и наследственных фондов со статусом международных фондов. Эти изменения позволят передавать в такие фонды активы в целях снижения признаков корпоративного контроля и вывода компаний из-под санкций.
В марте подписан Указ Президента о дополнительных временных мерах по обеспечению финансовой стабильности в сфере валютного регулирования. В ответ на заморозку российских резервов Банк России оперативно предпринял меры валютного регулирования. В частности ограничил движение денежных средств в недружественные государства, чем фактически уменьшил поток финансовых средств за рубеж. Кроме того намечены меры поддержки кредитных организаций, в том числе в целях стимулирования кредитования.
Расширены возможности использования рубля в хозяйственном обороте. Страны, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), договорились о поэтапном переходе к расчетам в национальных валютах. Для России важно, что основной расчет пошлины она будет получать в рублях, это значит, что началось формирование «единого рублевого пространства». Не исключено, что подобные договоренности могут быть достигнуты с такими странами, как Индия, Китай и Иран.
Принято решение о переходе, на первом этапе, к расчетам в рублях за российский природный газ, поставляемый «недружественным» странам, в том числе, чтобы предотвратить возможную блокировку валютных средств, предназначенных для оплаты поставленных объемов газа. Отечественные авиакомпании смогут рассчитываться за аренду самолетов и двигателей к ним с лизингодателями из таких стран в рублях также через счета в российских банках.
Источник
Источник: