“Лучше, чем мороженое”. Премьера “Репки” в Приморской Мариинке

Как сделать так, чтобы дети полюбили оперу? Ищем ответ в Малом зале Приморской сцены Мариинского театра

Опера “Репка” в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

Премьерные показы оперы для детей “Репка” (0+) молодого композитора Рустама Сагдиева с аншлагом прошли в Малом зале Приморской сцены Мариинского театра в минувшие выходные. При том, что в зале в основном были дети. Совсем маленьких, от двух лет, сопровождали в основном мамы. Ребят постарше родители довели до дверей, помахали ручкой и отправились на 45 минут на прогулку или в местную придорожную закусочную. Впрочем, никто не запрещал пойти на детское представление тем, кто любит оперу в любом ее проявлении и старается не пропустить ни одной премьеры в Приморской Мариинке. Обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов воспользовался этим правом. Ему слово:

Содержание

  1. Через камин в каморке Папы Карло  
  2. От “Репки” к… “Свадьбе Фигаро” 
  3. Большая опера для маленьких

Через камин в каморке Папы Карло  

Начнем вполне классически. Когда я был маленький, я тоже ходил в театр. В ТЮЗ. В моем далеком действе без “Кока-колы”, но с лимонадом “Буратино” во Владивостоке еще был Театр юного зрителя. Мама отводила меня туда, как в детский сад, за ручку, оставляла на час с небольшим, а сама отправлялась в ГУМ (тогда во Владивостоке еще был ГУМ).

Когда на сцене появлялся Серый волк и спрашивал: “Ребята, а куда пошла Красная шапочка?”, я вместе с другими карапузами орал: “Туда!”, только, в отличие от них, показывал в правильном направлении (из вредности, наверное). Впрочем, Серый волк или Главный пират меня никогда не слушались.

С тех пор прошло немало времени, были в моей жизни и другие походы в театр. Мне посчастливилось, не покидая родного Владивостока, видеть вживую многих замечательных артистов, таких, как Виталий Соломин, Анатолий Равикович, Лариса Удовиченко, Ирина Розанова, Игорь Костолевский, Валентин Смирнитский, Евгения Симонова, Ирина Муравьева, Вячеслав Шалевич, Василий Лановой, Андрей Ильин и т.д.

Но никогда я не испытывал такого острого ощущения необычности, новизны, волшебства и параллельного мира, как в театре моего детства. Я, не отрываясь, глядел на нереальный свет рампы, льющийся откуда-то из-под сцены, и мне казалось, что я попал в тот самый театр Карабаса-Барабаса из “Золотого ключика” (6+), который так здорово описал Алексей Толстой. И попал в него, разумеется, не через стеклянную дверь главного входа ТЮЗа, а через крохотную дверку, задернутую холстиной с нарисованным очагом, в каморке Папы Карло.

"Репка" в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

И вот, очутившись в Малом зале Приморской Мариинки, я вдруг ощутил то самое первозданное, благополучно забытое и вдруг вернувшееся чувство театра моего детства, театра Карабаса-Барабаса из “Золотого ключика”.

Читайте также  Surface ハドウケニング

Всё было так же, как тогда (ну или почти так же). Когда открылись двери зала, маленькие зрители, конечно же, тут же принялись активно изучать новое для них пространство, прыгать и беситься, как они привыкли это делать в каком-нибудь кинотеатре или игровом зале в ТЦ. Но вот распахнулся занавес (ура, на этой постановке был настоящий занавес, как в настоящем взрослом театре!), зазвучали первые фортепианные аккорды, сказка началась и все затихли, потому что как-то сразу узнали в этом маленьком “потешном” оперном театре для детей настоящий большой оперный театр для взрослых — с настоящим занавесом, декорациями, музыкой и пением настоящих оперных солистов.  

Так, если помните, Мальвина, Пьеро, пес Артемон и другие артисты театра Карабаса-Барабаса сразу узнали сидящего в зале Буратино и позвали его на сцену.

"Репка" в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

В принципе, так произошло и сейчас. Когда наступила кульминация (“тянут-потянут, а вытянуть не могут”), Скоморох-рассказчик, по всем тюзовским канонам, попросил помощи у юных зрителей: “Ребята, а давайте позовем Бабку! А давайте позовем Внучку!”  

Помощь пришла незамедлительно. Кричали хорошо, громко, от души! Так всем миром и вытащили Репку, возможно, впервые познав старую, как мир, истину: если собраться всем вместе, оставить агрессию, забыть обиды и прочее, то уж точно вытянешь любую Репку.

От “Репки” к… “Свадьбе Фигаро” 

Надо сказать, что поначалу сюжет спектакля разворачивался так, будто либретто писал не кто иной, как сам Карарабас-Барабас.

Судите сами. Сначала Кошка и Жучка обижают Мышку, попросту говоря, безжалостно троллят ее. Что особенно обидно, потому что Мышка — настоящая обаяшка (тут очень органично смотрится юная Алена Денисенко). Однако Мышки им мало, и Жучка с Кошкой затевают ссору друг с другом.

"Репка" в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

Карабас-Барабас довольно потирает руки за кулисами. Но этого ему мало, и он подливает масла в огонь. Пожар перекидывается на людей.

Бабка не пускает Внучку гулять, потому что та не наводит порядок в доме и не помогает на огороде. Бабка ругает Внучку, та убегает в слезах. Дедка вступается за Внучку. Бабка прогоняет и Дедку. Тому не остается ничего другого, как уйти в темный лес, распахать там землю и посеять Репку.

"Репка" в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

Но потому сюжетная линия резко перемещается из “темной” на “светлую” сторону. То ли Карабаса-Барабаса скрутили за кулисами некие добры молодцы, то ли он каким-то образом сам собой перевоспитался, то ли вообще с самого начала был добрым и только прикидывался злодеем. И мы на самом деле попали в театр доброго Карабаса-Барабаса.  

Читайте также  Национальная армия Молдовы проводит учения «JCET-2023» совместно со «своими партнёрами» по НАТО

Бабка приходит к Дедке, угощает его пирожком, просит прощения и пытается вместе с ним вытащить Репку. Однако у них ничего не получается, поскольку количество обид, не прощенных друг другу героями оперы, все еще превышает некую критическую массу. И только тогда, когда приходят все остальные — Внучка, Жучка, Кошка и Мышка — и просят друг у друга прощения, Репку удается вытащить.

"Репка" в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

А дальше единение. И твердое убеждение, что все, что произошло, правильно. Да, ссорились, кто-то кого-то обижал. Но потом забыли обиды, попросили прощения и простили. И вытянули все вместе Репку. Потому что, если вместе, то обязательно всё будет хорошо. И думается, что маленькие зрители именно эту вещь и поняли.

И в голову вдруг приходит странная аналогия… со взрослой оперой Моцарта “Свадьба Фигаро” (12+). Там тоже много ссор, интриг, непонимания, ревности, обмана, желания отомстить, а в финале Граф Альмавива искренне просит прощения у обманутой им жены Розины, а затем звучит ансамбль единения и всепрощения “Славим счастье”. А еще в “Свадьбе” звучит такая замечательная сентенция, озвученная Розиной и ее служанкой Сюзанной: “Кто просит прощения, тот должен прощать”.  Вот ведь какая интересная штука: где “Репка”, а где “Свадьба Фигаро”! А вот поди ж ты…

"Репка" в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

Кто знает, может, придет через много лет один из сегодняшних юных зрителей на “Свадьбу Фигаро” и после финала “Славим счастье” вдруг подумает: “Где-то я это уже видел, уже ощущал”. И внезапно вспомнит свою первую оперу в жизни — “Репку”.  

Большая опера для маленьких

А вообще, другая важная задача “Репки” (помимо ненавязчивой назидательности, которой отличаются обычно сказки) — ввести ребенка в мир большой музыки. Для этого в Мариинском театре разработана целая программа опер для детей, курирует ее руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева. Оперы идут и в Санкт-Петербурге, в главной Мариинке, и в филиалах. В Приморской Мариинке ранее были поставлены “Кот Мурыч” (0+) и “Сцены из жизни Николеньки Иртеньева” (6+) известного композитора Сергея Баневича, а также “Маленький принц” (6+) композитора Леонида Клиничева.

Идея создания “Репки” принадлежит Ларисе Гергиевой, которая и предложила молодому композитору Рустаму Сагдиеву, солисту Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, написать детскую оперу на русскую тему, фольклорность которой проявлялась бы не только в музыке, но и в текстах, и в сюжете.

“Основной материал оперы — это песни из разных регионов России, несколько стилизованные, видоизмененные, но все равно узнаваемые. В каком-то смысле эту оперу можно назвать хрестоматией русского фольклора для детей”, — сказал как-то композитор.

Читайте также  В Челябинской области осудили мужчину, который призывал убивать силовиков

"Репка" в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

Источником музыкальных идей послужило творчество Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова, Стравинского, Прокофьева и Свиридова. Оформление спектакля во Владивостоке свое, оригинальное, отличающееся от того, которое существует в Санкт-Петербурге. Декорации для спектакля разработал главный художник Приморской сцены Мариинского театра Петр Окунев. Постанову осуществила совсем молодой режиссер Юлия Рулева.

“Репка” Приморской Мариинки — настоящая большая опера для маленьких во всех смыслах. И в смысле сценографии, о чем я уже говорил. И собственно в музыкальном плане. Конечно, здесь нет привычных меломанам оперных арий, нет хоров, однако у каждого персонажа есть свой музыкальный момент, который подчеркивает образ каждого персонажа.

Здесь бас — это бас, тенор — это тенор, а сопрано — сопрано. И даже есть небольшая вокальная интрига, вот-вот запоет славная улыбчивая Репка. А каким голосом она запоет? В программке написано: “Меццо-сопрано”. Но, во-первых, не все сегодняшние зрители умеют читать. А, во-вторых, и тем, кто умеет читать, наверное, не понятно, что это такое, меццо-сопрано. И вот Репка поет. И у нее оказывается довольно низкий голос, и это очень красиво.

"Репка" в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

Кстати, как удалось узнать, репетиции “Репки” шли довольно интенсивно. Артисты и музыканты репетировали буквально с утра до вечера. Так же, как это было, когда выпускались такие оперные махины, как “Хованщина” (12+), “Борис Годунов” (12+), “Война и мир” (12+), да абсолютно любая постановка в Приморской Мариинке.

Впрочем, и солисты были те же самые, из больших взрослых опер: Репка — Лаура “Кармен” Бустаманте, Дедка — Владислав “Фигаро” Чибирев, Бабка — Елена “Марцелина” Глушенко, Внучка — Алиса “Ксения Годунова” Федоренко, Жучка — Илья “Бомелий” Астафуров, Кошка — Анастасия “Травиата” Кикоть, Мышка — Алена “Барбарина” Денисенко, Скоморох — Всеволод “Горо” Марилов.

Театральное действо сопровождалось очень приятной для детского восприятия музыкой, которая звучала очень гармонично в исполнении концертмейстера театра Марины Репиной. Более того, звучание музыки каким-то волшебным образом стало частью визуального разнообразия декораций, а еще связующим звеном всей этой истории. Звучало, кстати говоря, не только фортепиано. Например, Скоморох-рассказчик играл на балалайке. Были и другие музыкальные инструменты, которые называют шумовыми: коробочка, ложки, трещотки, треугольник.

"Репка" в Приморской Мариинке. Фото: ИА PrimaMedia

Опера продолжалась совсем недолго — где-то 35-40 минут. Так что дети практически не устали. У них еще остались силы, чтобы поделиться впечатлениями с родителями.

“Ну что, понравилось?” — спросила одна мама у дочки пяти-шести лет. “Да, — ответила та. — Лучше, чем мороженое”. И тут же поняла, что, пожалуй, перегнула палку: “Ну и мороженое тоже хорошо, конечно”.

Источник
Источник: u74.ru

programm-tv