Рынок информационно-консультационных услуг при оформлении патентов для иностранцев защищают от монополизации
Пятитысячные купюры. Фото: ИА PrimaMedia
Антимонопольное дело, касающееся возможного неконкурентного поведения государственных “игроков” в сфере оказания услуг на получение патента мигрантами в Приморье, уже “прозвучало” на уровне Дальневосточного федерального округа. Тем временем ситуацию, которую региональные антимонопольщики считают сегодня неправомерной, предлагается узаконить на уровне федерального законодательства, соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ. Подробности — в материале ИА PrimaMedia.
Содержание
- Антиконкурентное взаимодействие
- “Эффективнее противодействовать посредническим организациям”
- Госуслуги = прибыль? СПЧ не согласен
Антиконкурентное взаимодействие
14 ноября 2022 года УФАС по Приморскому краю своим решением признало наличие антиконкурентного соглашения между Управлением по вопросам миграции (УВМ) МВД России по ПК и приморским же филиалом ФГУП “Паспортно-визовый сервис” (“ПВС”).
По оценке антимонопольного органа, приморские полицейские и филиал госпредприятия, подведомственного МВД РФ, создали такую ситуацию на региональном рынке информационно-консультационных услуг по оформлению трудовых патентов для мигрантов, при которой “ПВС” обязывало иностранного гражданина оплатить полную сумму за весь комплекс услуг “Паспортно-визового сервиса”, даже если пакет документов был подготовлен с помощью сторонних организаций.
Отметим здесь, что сам рынок “информационно-консультационных услуг по оформлению трудовых патентов для мигрантов” в Приморье можно приблизительно оценить в 150-170 млн рублей ежегодно. Например, по сообщению пресс-службы краевого УМВД, в 2021 году в Приморье было оформлено 28 430 патентов иностранцам, причем 12 977 из них “прошли” через филиал ФГУП “ПВС” (данных за 2022-й и 2023 годы, что интересно, в открытом доступе нет). Средневзвешенная стоимость услуги по подготовке пакета документов на патент в крае — 5-6 тысяч рублей (релевантность этой суммы подтверждают участники рынка).
“Если иностранный гражданин оплатил услугу подготовки документов на подачу патента сторонней организации и принес их в ФГУП “ПВС” для передачи в УВМ УМВД России по Приморскому краю, предприятие обязывало гражданина все равно оплатить полную сумму за весь комплекс услуг. Соответственно, иностранные граждане в итоге вынуждены были обращаться непосредственно в ФГУП “ПВС” МВД России по Приморскому краю, чтобы не платить дважды”,
— пояснила решение от 14 ноября пресс-служба УФАС по ПК.
По информации пресс-службы, краевому УМВД и ФГУПу-“подведу” вменили нарушение п.4 статьи 16 закона “О защите конкуренции” и выдали предписание антиконкурентные свои действия прекратить.
А прекращать, судя по всему, не хотелось. В декабре ФГУП “Паспортно-визовый сервис” и УМВД по ПК обратились с исками в Арбитражный суд Приморского края о признании незаконным решения УФАС (позже эти дела были объединены в одно производство).
Также истцы ходатайствовали о принятии судом обеспечительных мер по искам — в виде приостановления действия предписания УФАС о прекращении выявленных антиконкурентных действий. АС Приморского края, а позже — и Пятый арбитражный апелляционный суд (ПААС) — доводов истцов о том, что выполнение предписания будет иметь некие “неблагоприятные (для кого? — ред.) экономические последствия”, не приняли.
“Введение испрашиваемых заявителем обеспечительных мер позволит последнему дальнейшее осуществлении действий по исполнению антиконкурентного соглашения, что влияет на конкурентную среду и нарушает права иных лиц, участников того же товарного рынка (рынка услуг), что препятствует введению судом таких обеспечительных мер”,
— говорилось, в частности, в материалах процесса — с указанием, что выводы решения УФАС на тот момент судом не опровергнуты, соответственно, и предписание, следующее из решения, являлось действующим и обязательным к выполнению.
Отметим, что выводы УФАС об антиконкурентном соглашении УМВД по ПК и ФГУП “ПВС” не опровергнуты и по сей день, рассмотрение дела об оспаривании решения антимонопольного органа назначено на 18 апреля этого года.
Зато на 13 апреля назначено рассмотрение Арбитражным судом Дальневосточного округа кассационной жалобы “Паспортно-визового сервиса” на отказ АС Приморского края и ПААС принять обеспечительные меры и тем самым позволить госструктуре, складывается такое ощущение, “отвоевывать” себе долю рынка вовсе не рыночными, по оценке ФАС, методами.
“Эффективнее противодействовать посредническим организациям”
Заметим от редакции: вполне возможно, под “антимонопольный монастырь” приморское УМВД и местный же филиал “ПВС” подвела не только собственная инициативность, но и участие в целенаправленной работе, курируемой, что называется, “сверху”.
Во всяком случае, о вероятности наличия такой “работы” может говорить текст некоего “Обзора взаимодействия территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации с федеральным государственным унитарным предприятием “Паспортно — визовый сервис” Министерства внутренних дел Российской Федерации”, размещенного на официальном сайте УМВД по Хабаровскому краю еще в июне 2021 года.
Как можно понять из документа, перенаправление потока желающих оформить патент иностранцев (и их денег, как можно предположить) в филиалы “ПВС” (в тексте это обозначается как “взаимодействие территориальных организаций МВД России с ФГУП”) — очень серьезный системный процесс — с показателями, “отличниками” и “двоечниками”, положительной динамикой и обменом опытом.
“Проблемные вопросы сохраняются в Приморском крае, где несмотря на определение Предприятия (то есть филиала ФГУП “ПВС” — ред.) в качестве уполномоченной организации с 25 апреля 2019 г., фактически филиал начал функционировать с 4 марта 2021 г. По итогам 4 мес. 2021 г. уровень взаимодействия составил 3,4%”, — отмечают, в частности, авторы “Обзора”.
Тем не менее, как указано выше, по итогам 2021 года Приморье полностью “реабилитировалось”, показав “уровень взаимодействия” примерно в 45%.
Непосредственно о денежных средствах, которые филиалы ФГУП “ПВС” берут с мигрантов за (цитата по сайту ФГУП “ПВС”) “подготовку пакета документов (в том числе передача его в подразделение по вопросам миграции МВД России)”, “проверку пакета документов (в том числе передача его в подразделение по вопросам миграции МВД России)”, “проверку пакета документов на соответствие действующему законодательству РФ (в том числе передача его в подразделение по вопросам миграции МВД России)” и т.п., в “Обзоре” ничего не говорится, однако для развития “взаимодействия” рекомендуется, например, “применение гибких тарифов и дифференцированного подхода для крупных работодателей, массово привлекающих иностранную рабочую силу”.
Также в “Обзоре” транслируется мысль, что “актуальность взаимодействия” обусловлена перспективой расширения полномочий ФГУП “ПВС” в части оказания содействия территориальным организациям МВД в предоставления госуслуг и исполнения функций в сфере миграции, а откроют эту перспективу ряд разрабатываемых МВД законопроектов.
“Реализация положений, предусмотренных законопроектами, позволит обеспечить повышение доступности и комфортности при реализации заявителями права на получение соответствующих государственных услуг и функций, эффективнее противодействовать посредническим организациям, а также снизить нагрузку на сотрудников подразделений по вопросам миграции ТО МВД России,
— завершают “Обзор” его анонимные авторы. — В этой связи возникает необходимость в организации ТО МВД России совместной с Предприятием работы по реализации вводимых законопроектами новаций”.
Госуслуги = прибыль? СПЧ не согласен
Законодательное превращение рынка информационно-консультационных услуг по оформлению документов для мигрантов в “площадку” для одного, пусть и государственного, игрока, идет сегодня, между тем, далеко не так гладко, как, возможно, некоторым представлялось.
Как сообщает “Коммерсант” (16+), в ноябре 2022 года в Госдуму был внесен правительственный законопроект (№242428-8) о реорганизации миграционного учета. Инициатива, по сути, тотально расширяет возможности для МВД использовать услуги своего же “подведа” — то есть ФГУП “ПВС” — в том числе и для оформления документов трудовых мигрантов.
В феврале нынешнего года, по информации издания, президентский Совет по правам человека (СПЧ) направил в Совбез и правительство РФ критический отзыв на эту инициативу.
“Получается, что “львиную долю госуслуг в сфере миграции” планируется передать хоть и подведомственной министерству, но все-таки “коммерческой структуре”, нацеленной на “получение прибыли”, говорится в критических замечаниях СПЧ (имеется в виду паспортно-визовый сервис), притом что сейчас МВД “обязано выполнять соответствующую деятельность безвозмездно”,
— пишет “Коммерсант”.
Издание также сообщает, что авторы критики высказывают мнение, согласно которому МВД в случае принятия спорного законопроекта (далее цитата по “Коммерсанту”) “фактически “перепоручит” себе собственные обязанности и “освободит от выполнения соответствующих работ значительное количество сотрудников”, притом что “законопроект не предлагает уменьшить бюджетное финансирование ведомства и сократить собственную штатную численность”.
О непосредственной реакции Совбеза и кабмина на критический отзыв СПЧ на сегодняшний день ничего не известно, однако отметим, что 23 марта, в ходе отчета в Госдуме председатель правительства Михаил Мишустин сообщил о разработке кабмином по поручению президента Владимира Путина законопроекта о государственной политике в сфере миграции, причем при подготовке законопроекта, приводит слова премьера “Коммерсант”, “необходимо учесть все мнения для эффективного решения задач, которые поставил президент”.
Источник
Источник: