Падение с оружейного «Олимпа». В Германии крайне разочарованы качеством знаменитой САУ PzH 2000. Союзники тоже постоянно жалуются

САУ PzH 2000 поступила на вооружение Будесвера в 1996 году. И только сейчас немцы спохватились что пора что-то менять. Фото Бундесархив

В конце нулевых годов германская самоходная артиллерийская установка PzH 2000 однозначно считалась специалистами если не лучшей, то точно входящей в первую тройку орудий такого класса в мире. Чем-то изделие молодой, но быстро развивавшейся немецкой оружейной компании Krauss-Maffei Wegmann неуловимо напоминало знаменитый «Фердинанд»-«Элефант», эпохи Второй Мировой, и полностью отвечало канонам угловатого, но крайне внушительного германского милитари-дизайна. И хотя это были совершенно разные как по параметрам, так и по назначению машины, такая «преемственность» тоже вызывала некое благоговение перед сумрачным германским конструкторским гением. Её обожали моделисты и любители компьютерных игрушек, вроде Armored Warfare или Battlefield-2, и там-то уже она точно считалась первой среди равных. Авторы военных колонок в СМИ взахлёб расхваливали цифровую систему управления огнём ADLER-3 и скорострельность, особенно в первом залпе, когда одна машина могла выпустить подряд десять снарядов за минуту. И при этом, с большой кучностью, благодаря качествам самого орудия Rheinmetall (155 мм, длина ствола 52 калибра) и совершенству электронных прицелов. В конце-концов именно PzH 2000 довольно долго принадлежал рекорд дальности стрельбы для САУ активно-реактивным снарядом V-LAP (ЮАР-Германия) — 56 километров. Но стоило этой блестящей инженерной конструкции появиться в зоне боевых действий, к установке стали сразу возникать многочисленные вопросы.

На полигонных стрельбах германское орудие действительно демонстрировало выдающиеся результаты. Фото литовской армии, полигон в Каунасе 2017 год.

Первыми на PzH 2000 наябедничали голландцы, затащившие эту машину туда, где всегда быстро выявлялись скрытые или просто замалчиваемые недостатки техники — в горные дебри Афганистана. Во-первых она оказалась совсем не герметичной, как обещали фирменные проспекты, гарантировавшие высокую степень защиты от оружия массового поражения. Въедливая местная пыль убивала все доступные механизмы в достаточно короткое время и довольно легко проникала под броню. Слабой оказалась и ходовая немецкого орудия, и в условиях Афганистана PzH 2000 частенько тупо простаивала в рембазах, ибо исправление частых поломок сложного шасси фирмы MTU было тем ещё удовольствием.

Та самая афганская пыль, которая разила PzH 2000 не хуже гранатомётов запрещённых талибов. Проблема №1 для САУ в Афганистане. Это она ещё с распутицей плохо знакома. Фото твиттер голландской армии.

Экипажам САУ не хватало кондиционеров, но отнесём данный факт к их буржуйским замашками, хотя на жаре и при стрельбе данное обстоятельство очень голландских пушкарей деморализовало. Как и тот факт, что у Panzerhaubitze 2000 была самая тонкая броня среди одноклассников. Брали её и талибские китайские ДШК из засад, и даже, если верить докладам голландцев, крупные осколки от мин 82 мм миномётов. Любой выстрел РПГ-7 звучал похоронным маршем для экипажа, хотя это актуально для любой современной САУ. С учётом афганского опыта её попытались модернизировать, но поскольку большинство недостатков требовало серьезного влияния на всю конструкцию, это были, скорее, косметические меры.

Читайте также  В Челябинской области 62-летняя учитель математики побила школьника на уроке

А потом Panzerhaubitze 2000 попала на настоящую войну. И выяснилось, что долго и нудно перепахивать позиции врага, да ещё с огромным риском попасть под контрбатарейные меры, она просто не желает. Орудия выходили из строя с фантастической скоростью. Хотя и по уважительным, с точки зрения германских конструкторов, причинам. Ну не рассчитано их изделие для ковыляния по убитым постсоветским дорогам и работе в режиме 300 выстрелов в сутки, это даже в инструкциях написано. Но только вот воюют-то не по инструкциям, а по обстановке. В итоге, их опять приходилось гораздо чаще ремонтировать, чем использовать. А ближайший «автосервис» для таких агрегатов расположен в Литве. Согласно разведданным как минимум три из 14 поставленных Германией PzH 2000 уже уничтожены, 8 на капитальном ремонте, после попадания под мощный огневой налёт, а три оставшихся находятся в крайне плачевном состоянии и тоже, где-то в глубине своей механической души, наверное, просят вернуть их на полигоны, где они опять смогут спокойно ставить разные мировые рекорды. Немецкое оборонное ведомство, если верить тамошним военным форумам, в бешенстве от такого непотребства, и требует от разработчиков, даже не модернизации, а новой машины, с ТТХ не уступающими российской «Коалиции».

Возможно немцы что-то такое подозревали, потому, что вместо 400 машин для артиллерии Бундесвера они заказали всего чуть больше ста. И очень охотно продавали PzH 2000 на экспорт. Стоит такая машинка более 8 миллионов евро за единицу. Фото твиттер голландской армии.

Вот так, зачастую, рушатся иллюзии. Честно говоря, я и сам был в своё время был очарован внешним видом и основательными показателями германской САУ. И искренне считал, что это если не лучшая, то одна из лучших военных машин такого класса на планете. И в полигонных условиях это действительно так. Но потом настаёт серая военная рутина, и сразу вылезают те проблемы конструкции, которые невозможно распознать в ходе даже самых интенсивных учебных стрельб. Видимо немцы и тут достигли своеобразной преемственности. Помнится их «Элефант», придуманный любимцем Гитлера Фердинандом Порше, тоже отличался невероятной сложностью и, можно сказать, излишней продвинутостью конструкции. Но никакой роли в войне, кроме символической, так в итоге и не сыграл.

Источник
Источник: u74.ru

programm-tv