Финансирование без обоснований
Счетная палата обращает внимание на то, что проектная и сметная документации по строительству М-12 не были утверждены вовремя, хотя деньги при этом выделялись, говорится в отчете. Согласно паспорту федерального проекта ЕЗК, планировалось, что до 30 сентября 2021 года проектная документация всех этапов М-12 получит положительные заключения госэкспертизы. Но ни по одному этапу трассы она не была утверждена к этому сроку, говорится в отчете.
Читайте на РБК Pro
Интеллигентный провал: что погубило шведский бренд автомобилей Saab
Зарплатное выжидание: почему рынок труда в России может сдетонировать
Когда ЦБ снова будет покупать валюту и как это скажется на рубле
Илья Стребулаев — РБК: «Приближается цунами революционных преобразований»
Всего за 2020–2021 годы «Автодор» заключил десять договоров на проектирование и строительство девяти этапов М-12 на сумму 572,8 млрд руб. При этом, как указывают аудиторы, цена договоров определена расчетно, при отсутствии технологического и ценового аудита обоснования инвестиций.
Строительство трассы Москва — Казань подорожало на 200 млрд руб.
Общество
Финансирование строительства идет «опережающими темпами», говорится в отчете. Это позволило проавансировать работы на подготовку территории и закупку строительных материалов. По состоянию на 1 октября 2021 года на подготовку и строительство М-12 в 2020–2021 годах было потрачено 91,5 млрд руб. Всего было выплачено авансов на строительные работы на общую сумму 72,3 млрд руб.
По реализации М-12 выделено 26 подэтапов. В пресс-службе «Автодора» поясняют, что на момент проверки Счетной палаты были получены положительные заключения госэкспертизы по трем подэтапам по подготовке территории строительства. Заключения еще по 19 были выданы в конце 2021 года, а по четырем оставшимся ожидаются в конце февраля. Задержка связана со сложными инженерно-геологическими условиями, которые потребовали углубленных исследований и испытаний, поясняют в «Автодоре». Компания не смогла получить заключения госэкспертизы в срок из-за роста рыночной стоимости основных стройматериалов и других инфляционных процессов, добавили там.
Причина отставания разработки документации от финансирования — нормативная неурегулированность, отмечают в Счетной палате. По словам аудитора Валерия Богомолова, начальная цена госконтрактов, предметом которых одновременно является проектирование и строительство, согласно действующему порядку, определяется только после получения заключения о результатах технологического и ценового аудита. Но это правило не распространяется на госкомпании, в том числе «Автодор». Счетная палата предлагает распространить порядок на все госкомпании, чтобы избежать таких случаев. Аудиторы предложили правительству поручить Минтрансу до 6 июня проработать вопрос о внесении таких изменений.
Какие еще недочеты нашли аудиторы
- Задержки в резервировании земли
Как отмечают аудиторы, из-за задержек в резервировании земли под М-12 властям, вероятно, нужно будет дополнительно выделить 446,5 млн руб. на расчеты с пользователями участков из-за возникновения у них упущенной выгоды.
При строительстве дорог сначала утверждается документация по планировке территорий, через которые они пройдут. Затем земли под дороги резервируются, то есть права на их использование ограничиваются. Но для М-12 земли зарезервированы не были, поэтому в 2020 году несколько компаний получили лицензии на добычу полезных ископаемых на этих участках, а затем направили «Автодору» претензии из-за упущенной выгоды.
«На 1 октября 2020 года «Автодор» изъял 3773 земельных участка площадью 6797 га, или 80% общей площади изъятия. При этом зарезервированы были только участки первого этапа строительства М-12, а всего их восемь», — говорит аудитор Богомолов. По автодороге М-12 большая часть государственных земель переведена под трассу и оформлена, парируют в пресс-службе госкомпании.
Правительство объявило о начале реализации проекта трассы Москва — Казань
Общество
- Приемка некачественных работ
Аудиторы нашли нарушения в оплате инженерных работ несоответствующего качества. «Автодор» заключил договор со своей дочерней компанией «Автодор-Инжиниринг» на 450,4 млн руб. на услуги по контролю качества выполнения инженерных изысканий на строительство всех этапов М-12. В декабре 2020 года «Автодор» принял и оплатил эти услуги, а уже после этого «Автодор-Инжиниринг» представил замечания к выполненным работам к подрядчику — «Трансстроймеханизации». Таким образом, госкомпания приняла и оплатила работы до проведения контроля их качества, говорится в отчете Счетной палаты. Представитель компании «Дороги и мосты» (контролирует «Трансстроймеханизацию») отказался от комментариев.
- Слишком мало развязок
В рамках М-12 по проектной документации транспортные развязки на части этапов предусмотрены только по их границам, то есть автомобилисты не смогут свернуть на региональные дороги или развернуться на протяжении 82–124 км в зависимости от этапа. Для обеспечения связанности территорий Владимирской, Нижегородской областей и Чувашии аудиторы предложили «Автодору» рассмотреть вопрос о строительстве дополнительных транспортных развязок, говорит Богомолов.
В пресс-службе «Автодора» пояснили РБК, что на момент разработки проектной документации по согласованию с регионами было предусмотрено 13 транспортных развязок с федеральными и региональными автомобильными дорогами, а после дополнительных обращений региональных администраций, по территории которых пройдет М-12, было добавлено еще четыре.
Счетная палата направила представление «Автодору» в срок до 6 июня принять меры по устранению нарушений и недостатков, а также рассмотреть вопрос о внесении изменений в проектную документацию на строительство М-12, чтобы включить в нее дополнительные транспортные развязки и зоны придорожного сервиса.
Автор
Надежда Фёдорова
Источник: rbc.ru