Вексельберг перестал быть владельцем «Аэропортов регионов»»/>

По итогам 2019 года услугами аэропортов УК «Аэропорты регионов» воспользовались 15,5 млн пассажиров, подчеркивается на сайте. В 2020 году пассажиропоток снизился на 39% и составил 9,7 млн человек. «Причиной ухудшения показателей стали пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения на передвижение граждан, в частности запрет на выполнение международных рейсов, введенный с 27 марта 2020 года для всех российских аэропортов», — отмечает представитель холдинга.

Глава «Аэропортов регионов» — РБК: «QR-код — это неизбежное»

Бизнес

Читайте на РБК Pro

Основатель «Додо Пиццы»: «Я бы не продал бизнес даже «Яндексу»

Пять типов токсичных сотрудников. Как с каждым из них себя вести

Дефицит металлов растет. На какие акции сделать ставку

Novavax готовит антиковидную вакцину с защитой 100%. Взлетят ли ее акции

По данным СПАРК, все пять аэропортов принадлежат «Ренове». Через компанию «Аэропорт Кольцово» (управляет одноименным аэропортом в Екатеринбурге) холдинг Вексельберга также владеет 50% Международного аэропорта Петропавловск-Камчатский (Елизово) (еще 50% — у Корпорации развития Камчатки), 49% «Уренгойаэроинвеста» (управляет аэропортом в Новом Уренгое, еще 51% — у «Ретранса») и 20% аэропорта Сургут (этот аэропорт контролируют Utair и структуры «Сургутнефтегаза»). Инвестиции в реконструкцию взлетно-посадочной полосы и возведение нового терминала в Новом Уренгое составят около 12 млрд руб., строительство аэровокзала на Камчатке обойдется в 20 млрд руб., сказал в интервью РБК гендиректор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский.

Помимо 100% «Аэропортов регионов» и 51% «Уренгойаэроинвеста» «Ретранс» владеет компаниями под названиями «Аэропорт Тобольск» и «Оператор Тобольск» («Аэропорты регионов» управляют запущенным в сентябре 2021 года одноименным аэропортом, который принадлежит «Сибуру»), а также по 51% акций в компаниях «Аэропорты Дальнего Востока» и «ДВ-Инвест». «ДВ-Инвест» рассчитывала модернизировать аэропорт в Южно-Сахалинске, но в итоге для реализации этого проекта была выбрана компания «Красинвест», которая, как утверждают источники «Ведомостей» в авиаотрасли, контролируется структурами бизнесмена Олега Дерипаски (представитель бизнесмена это отрицает).

РБК направил вопросы Владимиру Резеру через директора по стратегическим коммуникациям «Аэропортов регионов» Евгения Красикова.

Что известно про Владимира Резера

Владимир Резер родился в 1955 году, окончил МИИТ по специальности «автоматизированные системы управления» и Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ) по специальности «финансы и кредит». В 1990 году перешел на работу в НПО «Варшава» (затем — ЗАО «Комвек», «Компания Вексельберга»), которое зарабатывало на вывозе за рубеж очищенного от оплетки медного кабеля. До 1993 года — начальник отдела разработки АСУ «Комвек», затем стал заместителем гендиректора «Реновы».

Читайте также  В Челябинской области депутат лишился свободы на шесть лет за пьяное убийство

В 2012 году Резер создал компанию «Ре-Финанс». В последние несколько лет она приобрела несколько активов «Реновы» — помимо «Аэропортов регионов» 9,9% Меткомбанка (с конца 2016 года) и 29,5% акций Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов (КУЗОМЦ; об этом стало известно в январе 2020 года).

Кто участвует в совместных проектах с Троценко

В феврале 2020 года стало известно, что «Аэропорты регионов» договорились о создании совместного предприятия «Аэропорты большой страны» (АБС) с крупнейшим аэропортовым холдингом «Новапорт» Романа Троценко (владеет 21 аэропортом) для консолидации небольших аэропортов. К началу декабря 2021 года управляющая компания вместе с «Новапортом» создали по меньшей мере три совместных предприятия — «АБС Благовещенск», «АБС Магадан» и «АБС Оренбург» для развития аэропортов в Амурской, Магаданской и Оренбургской областях. В перспективе партнеры готовы запускать три-четыре совместных проекта в год, говорил РБК Чудновский.

На рынке считалось, что партнером Троценко в этом СП выступает Вексельберг. Но представитель «Реновы» утверждает, что это проект исключительно менеджмента — «Аэропортов регионов» и «Новапорта». По его словам, «Ренова» согласилась с инициативой менеджмента «Аэропортов регионов» развивать собственные проекты в аэропортовом бизнесе при условии, что качество управления ее активами останется неизменным. РБК направил запросы Роману Троценко и в «Новапорт».

Вексельберг и Троценко создали СП для консолидации малых аэропортов

Бизнес

Евгений Красиков пояснил РБК, что управленческая команда компании заинтересовалась развитием новых направлений работы — обсуждалось партнерство для развития малых аэропортов, а также оказание услуг по профессиональному управлению аэропортами, принадлежащими другим собственникам. «Эти направления были в меньшей степени интересны владельцу холдинга [«Ренова» Виктору Вексельбергу], поэтому менеджменту была предоставлена возможность выкупа управляющей компании для развития новых проектов», — отметил он. Чудновский в интервью РБК говорил, что помимо аэропорта Тобольска, принадлежащего «Сибуру», компания рассматривает возможность управления аэропортами других промышленных компаний. «Cейчас обсуждается еще несколько проектов с частными заказчиками, которые планируют активно развивать под себя аэропорты», — сказал он. По его словам, «Аэропорты регионов» делают все от проектирования до сертификации, набора профессионалов и операционной функции. «Даже думаем о том, чтобы создать в одном из наших аэропортов — наверное, в Саратове (принадлежит «Ренове». — РБК) — блок обученных специалистов, которых можно будет перемещать по разным аэропортам», — добавил он.

На каких условиях «Ренова» могла выйти из активов

Выручка УК «Аэропорты регионов» в 2020 году составила 1,47 млрд руб., чистая прибыль — 184,9 млн руб. (данные СПАРК). Продажа компании Резеру и менеджменту УК — это внутренняя сделка, которая «могла пройти по любой цене», считает аналитик по транспорту «ВТБ Капитала» Елена Сахнова. По ее словам, стоимость самой управляющей компании несущественная, ее основная ценность — управление аэропортами. Вместе с аэропортами ее стоимость может доходить до $1 млрд, добавила Сахнова.

Читайте также  Surface Pro 3 и видео 4K

Представители «Реновы» и «Аэропортов регионов» отказались раскрывать условия сделки.

«Наш американский кузен»: чего Вексельберг рискует лишиться в США

Экономика

«Ренова» вышла из числа акционеров «Аэропортов регионов» после того, как в апреле 2018 года США ввели персональные финансовые санкции против Виктора Вексельберга, которые распространялись и на все контролируемые бизнесменом активы (правило 50% плюс), в первую очередь «Ренову» (внесена в список SDN отдельно). Из-за санкций швейцарские банки, в том числе Julius Baer, заморозили на личных счетах бизнесмена около 1 млрд швейцарских франков. Передача компании менеджерам может быть связана именно с этим, полагает Сахнова. Например, после введения американских санкций Вексельберг снизил с 63,42 до 48,83% долю в швейцарском машиностроительном концерне Sulzer (акции выкупили представители концерна) с целью «cвести к минимуму препятствия в бизнесе Sulzer», «Ренова» также утратила прямой контроль над энергохолдингом «Т плюс», снизив свою долю с 57,1 до 39,59%.

«Аэропорты регионов» активно растут, развиваются и пытаются избежать лишних проблем, считает Сахнова. Чудновский в интервью РБК отказался отвечать на вопрос, мешают ли компании санкционные ограничения привлекать финансирование. Но представитель «Реновы» утверждает, что продажа управляющей компании не связана с санкциями США. По его словам, переход УК под контроль «Ретранса» и менеджмента не связан с санкциями: сделка состоялась спустя два года после введения санкций, и под контроль менеджмента (и Владимира Резера) перешла только управляющая компания. Аэропорты холдинга по-прежнему принадлежат «Ренове», их статус эта сделка никак не изменила, подчеркнул он.

Авторы

Артём Кореняко,

Тимофей Дзядко

Источник: rbc.ru

programm-tv